Сложности, возникшие с неожиданным увеличением спроса на энергоносители на фоне выхода мировой экономики из пандемии, с началом конфликта вокруг Украины переросли в крупный энергетический кризис, отмечает турецкое издание Milliyet.
Ранее глава Международного энергетического агентства (МЭА) Фатих Бироль выступил на презентации доклада на тему «Как Европейский союз (ЕС) может избежать нехватки природного газа в 2023 году?», подготовленного для европейских стран, наиболее пострадавших от кризиса. Он подробно рассказал о своих ожиданиях и прогнозах на 2023 год, а также обозначил новые проблемы, с которыми столкнется мировое сообщество в энергетическом секторе.
По словам главы МЭА, мы переживаем самый разгар первого действительно глобального энергетического кризиса и никогда прежде не становились свидетелями столь глубокого и сложного кризиса в энергетике, который затронул все без исключения страны мира. Бироль выразил уверенность, что кризис не закончится так быстро. «Следующий год будет намного сложнее, чем нынешний», — добавил он.
Во-первых, Бироль напомнил о том, что импорт газа из России в Европу в 2021 году составил 140 миллиардов кубометров, а в этом году упал до 60 миллиардов кубометров.
«В следующем году эта цифра может свестись к нулю. 2023 год будет намного сложнее, так как в европейской энергосистеме не будет российского газа», — подчеркнул он.
Во-вторых, 2023 год также может быть непростым и для рынков сжиженного природного газа (СПГ), уверен глава МЭА. СПГ-мощности стран — экспортеров СПГ находятся на рекордно низком уровне — 20 миллиардов кубометров. Количество нового СПГ, поступающего на рынок, очень ограничено, такого низкого прироста мощностей мы еще не видели. Кроме того, значительную часть глобальных СПГ-мощностей может использовать Китай, крупнейший в мире импортер СПГ.
«Вместе с тем в этом году температурные условия были необычайно умеренными. Нет никаких гарантий того, что нам так же повезет и в следующем году», — констатировал Бироль. Он также добавил, что разрыв спроса и предложения в Европе в 2023 году составит 30 миллиардов кубометров.
Глава МЭА отметил, что в настоящее время и ближайшей зимой Европа в соответствии со своими климатическими целями может предпринять пять шагов, которые потребуют финансирования в размере 100 миллиардов евро в год и могут окупиться за два года, а именно:
ускорение повышения энергоэффективности; внедрение большего количества возобновляемых источников энергии; продвижение тепловых насосов; изменение потребительского поведения; выделение финансирования на использование газа, который тратится впустую и сжигается в таких экспортирующих газ в Европу странах, как Алжир, Египет.